Название страницы

ИКТ на уроках биологии

Практическая часть

Конспект урока № 1
Конспект учебного занятия с использованием ИКТ
«Открытая биология 2.6.»

Автор составитель:
Баркан О.Ю.,
учитель биологии высшей категории
Предмет: биология. Животные. 7 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Способы передвижения животных. Полости тела.
Форма урока: комбинированный урок.
Цели урока:
1. познакомить учащихся с основными типами движения животных;
2. показать эволюционное направление в изменении способов движения;
3. сформировать представление о полости тела, ее видах и значении, об эволюционном направлениив изменении типов полостей тела животных;
4. продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения;
5. повышение ИКТ компетентности учащихся;
6. продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблицы, навыков работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
Оборудование: кабинет биологии, компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерный курс «Открытая биология», раздаточный материал (бланки урока).
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение учащимися материала об основных способах передвижения животных;
2. вывод связи способа передвижения в зависимости от среды обитания и о постепенном усложнении и эволюции способов передвижения животных;
3. усвоение учащимися что такое первичная и вторичная полости тела, а также у каких животных они встречаются;
4. развитие у учащихся навыков работы с интерактивными курсом «Открытая биология 2.6.» с целью использования его для самостоятельной работы.
Этапы урока:
1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) - 3-4 минуты.
2. Актуализация знаний о покровах тела и опорно-двигательной системы животных с использованием интерактивных моделей и рисунков в форме работы по карточкам и индивидуального опроса - 8-10 минут.
3. Изучение нового материала:
1) мини конференция, чтение докладов с использованием учащимися интерактивных моделей, рисунков и фотографий из курса «Открытая биология 2.6.»;
2) рассказ учителя с элементами беседы, используя интерактивные модели, рисунки и фотографии из курса «Открытая биология 2.6.»;
3) самостоятельная работа учащихся с бланками урока - 20 минут.
4. Закрепление знаний. Фронтальная беседа - 5-10 минут.
5. Домашнее задание - 2 минуты
Конспект урока № 2
Конспект учебного занятия по биологии с использованием ИКТ
«Биология 6-11 класс», «Открытая биология 2.6.»:

Автор составитель:
Баркан О.Ю.,
учитель биологии высшей категории
Предмет: биология. Животные. 7 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану.
Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Членистоногие. Классы Ракообразные,  Паукообразные.
Форма урока: комбинированный урок.
Цели урока: 1. выяснить какие особенности строения членистоногих позволили им расселиться почти по всей планете;
2. выявить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих;
3. определить значение Ракообразных и  Паукообразных в природе и жизни человека.
4. повышать уровень ИКТ - компетентности учащихся;
5. продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения;
6. повышение ИКТ компетентности учащихся;
7. продолжить формирование навыков общения знаний в виде таблицы, навыков работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
Оборудование: кабинет биологии, компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерный курс «Биология 6-11», раздаточный материал (коллекции «Внешнее строение речного рака»).
Ожидаемые результаты:
1. развитие у учащихся навыков работы с интерактивными курсом «Биология 6-11.» с целью использования его для самостоятельной работы;
2. ознакомление учащихся с внешним и внутренним строением Ракообразных и Паукообразных;
3. развитие у учащихся навыков давать сравнительную характеристику систематическим группам животных (в виде таблицы).
Этапы урока:
1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3-4 минуты.
2. Актуализация знаний: фронтальный опрос .-5-7 минут.
3. Изучение нового материала: лекция с элементами беседы и с использованием ЦОРа  «Биология 6-11» - 25 минут.
4. Закрепление знаний: фронтальная беседа , обсуждение таблицы – 5-10 минут.
5. Домашнее задание – 2 минуты.
Описание конспекта урока с четкими указаниями по использованию материалов ЦОРа «Открытая биология 2.6.»:
Этапы урока:
I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).
II. Актуализация знаний:
Вопросы: 1. Какова среда обитания Ракообразных и  Паукообразных?
                 2. Какие членистоногие обитают в Челябинской области?
                 3. Существует ли сходство членистоногих с ранее изученными животными?
III. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы сопровождается показом информационных объектов (ИО) на большом экране с помощью мультимедийного проектора).
1. Введение в тему (беседа, представления школьников о среде обитания  и внешнем строении, распространении представителей типа Членистоногих). Коллективное обсуждение предположений и ответов.
2. Рассказ учителя (учащиеся самостоятельно заполняют предложенную учителем таблицу):
Класс
Части тела
Кол-во пар грудных ног
Наличие и кол-во усов
Органы дыхания
Органы выделения
Ракообразные





Паукообразные






    Известно более 1,2 млн. видов членистоногих. По числу видов они занимают первое место среди животных. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви. Населяют все среды жизни: наземно-воздушную, почвенную, водную, организменную. Основные классы: трилобиты (полностью вымерли), ракообразные, паукообразные, насекомые.
Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов. Изначально каждый сегмент тела имел пару полых членистых конечностей, которые преобразовались в ротовые органы, ходильные ноги, органы плавания, жабры, паутинные бородавки и пр., или были утрачены.
Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.
Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом
Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.
Обитатели пресных водоемов (речной рак, дафния, циклоп):

         
Обитатели морей (омар европейский, краб камчатский):

Обитатели влажных мест суши (мокрица):

Мы знакомимся с классом Ракообразных на примере речного рака
(видеосюжет «Удивительная жизнь речного рака»): 

Для более полного усвоения учебного материала учащиеся рассматривают природные объекты «Внешнее строение речного рака» и отвечают на вопрос: Как отличить самца рака от самки? (У самцов клешни больше, чем у самок, соотношение толщины головогруди к толщине брюшка также различно: головогрудь шире у самцов, а брюшко – у самок; у самцов имеется копулятивный аппарат).
Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена «зелеными» железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.
Ракообразные входят в состав планктона (дафнии, циклопа), фильтруют воду (дафнии), имеют промысловое значение (речные раки, омары, лангусты, креветки, крабы). Некоторые являются промежуточными хозяевами (циклопы) червей паразитов человека (широкий лентец).
          Известно около 60 тысяч видов Паукообразных. Большинство наземные, некоторые вторичноводные (паук-серебрянка, водяные клещи).
Головогрудь соединена с брюшком тонким стебельком (пауки) или сливается с ним (клещи). Глаза простые, иногда отсутствуют. Усиков нет. Ротовой аппарат сосущий. Имеются 4 пары ходильных ног. Брюшные конечности редуцированы или видоизменены в легкие, паутинные бородавки. Дыхание легочное или трахейное. Все паукообразные раздельнополы. Откладывают яйца или живородящие. Развитие прямое (за исключением клещей).
Чтобы поймать жертву, пауки плетут ловчие сети (паутину), устраивают ловушки на земле, либо охотятся из засады. Паутина – вязкое выделение паутинных желез, застывающее на воздухе. У молоди У молоди некоторых пауков длинные нити служат парашютом при расселении с помощью ветра. В первой паре головных конечностей открываются протоки ядовитых желез. Паук-крестовик. Встречается в Европе. Строит колесовидную вертикальную сеть. Питается насекомыми. Самки откладывают яйца в кокон. 
       Каракурт. Живут в степях, пустынях. Самки черные, строят гнезда в земле, а вокруг него – ловчие сети. 

 
Клещи – сборная группа. Тело слитное, 4 пары ног. Клещи живут в почве, лестной подстилке, гнездах, органах растений и т.д. Чесоточные клещи прогрызают ходы в коже и вызывают чесотку. Таежный клещ – кровососущий паразит – является переносчиком возбудителей тяжелого заболевания центральной нервной системы – вл.
IV. Закрепление знаний.
Вопрос: В чем сходство и различие представителей классов Ракообразных и Паукообразных? (обсуждение таблицы)
V. Домашнее задание:
1. п. 14.
Достигнутые результаты:
Учащиеся в основном усвоили  материал о внешнем и внутреннем строении Ракообразных и Паукообразных; продолжили развитие навыков работы с интерактивным курсом «Биология 6-11.»  с целью использования его для самостоятельной работы; научились давать сравнительную характеристику систематическим группам животных и оформлять данные в виде таблицы.
Конспект урока №3
Конспект учебного занятия по биологии с использованием ИКТ
"Биология. Анатомия и физиология человека"
 МОУ СОШ № 67
учитель биологии высшей категории
Валиахмедова Разия Фаридовна 
Тема: Строение и функции переднего мозга.
Продолжительность: 45 минут.
Тип : Комбинированный урок  с использованием ЭУИ (электронного учебного издания).
Цели и задачи: познакомить учащихся со строением и функциями промежуточного мозга и коры больших полушарий головного мозга; раскрыть значение ассиметрии левого и правого полушарий; возможности новой и старой коры; развивать умения работы с ЦОР, анализировать ответы товарищей, выдвигать гипотезы, использовать личный жизненный опыт.
Оборудование: таблицы, муляжи головного мозга, электронное учебное издание: «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс. ЗАО «Просвещение-МЕДИА» (возможно использование учебного издания "Мое тело" )
Дидактические материалы: Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье.
 Колесов Д. В. , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс.
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев Тематическое и поурочное планирование к учебнику.
Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 кл., ч. 1.
 Семенцова В. Н. Биология. Технологические карты уроков.
Этинген Л. Е. Как же вы устроены, господин Тело?
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия №1: Организационный момент. Начало урока.
Время: 5 минут.
Цель: Настроить учащихся на изучение нового материала, создать проблемную ситуацию, решению которой посвящен урок.
Компетенции: передний мозг, большие полушария головного мозга.
Методы: создание проблемной ситуации.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Знакомит с целью и планом  урока, проверяет готовность рабочего места к уроку.
Предлагает разрешить проблему: многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева- 2012 г, Анатоля Франса- 1017 г, а у Луи Пастера вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите своё мнение.
 Выслушав гипотезы учащихся, объявляет тему урока, его цели и задачи.
Концентрируют внимание на решение поставленной задачи.

Выдвигают гипотезы.



Записывают тему урока в тетради.

Этап учебного занятия №2: проверка знаний.
Время: 10 минут.
Цель: Выявить способности учащихся к монологичному рассказу, умение аргументировано комментировать ответ товарища, оставаясь объективным и доброжелательным.
Компетенции: продолговатый мозг, средний мозг, мост, мозжечок.
Методы: устный опрос с комментированием по алгоритму.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
.Осуществляет опрос предыдущего материала по вопросам:
1.     Из каких отделов состоит головной мозг?
2.     Расскажите о строении и функциях продолговатого мозга.
3.     Расскажите о строении и функциях моста и мозжечка.
4.     В чем проявляются функции среднего мозга?

Подводит итоги опроса, объявляет оценки и цель следующего этапа урока.
Слушают ответ товарищей, комментируют по следующему алгоритму:
1.     Что сказано, верно, или с чем  вы согласны в ответе?
2.     Какие допущены неточности и  ошибки? Исправьте их.
3.     Что отражено в ответе?
4.     Верно ли сделан вывод?

Этап учебного занятия  №3: изучение нового материала.
Время: 20 минут.
Цель: Проверить способности  учащихся внимательно слушать, работать с ЦОР, анализировать фрагменты, решать познавательные задачи, делать записи в тетради.
Компетенции: промежуточный мозг, таламус, гипоталамус, большие полушария головного мозга, извилины, борозды, доли, старая и новая кора большого мозга.
Методы: объяснительно- иллюстративный с использованием  ЦОР.
Используемые цифровые ресурсы: Биология. Анатомия и физиология человека. Тема: Нервная и эндокринная системы. Урок №18 Необъятные возможности мозга.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Рассказывает о строении переднего мозга, предлагает учащимся составить схему.
 2. По рисункам учебника №№ 93-97 изучите строение и функции промежуточного мозга.
 3. Предлагает изучить фрагмент ЭУИ «Полушария  головного мозга»
4.Инструктирует о составлении таблицы, отражающей название долей больших полушарий головного мозга и их функции, пользуясь фрагментами ЭУИ «Доли полушарий» и «Функции полушарий».
5. Подводит итог третьего этапа урока, выставляет оценки в журнал по результатам взаимопроверки учащимися таблиц и схем. Критерии оценивания: полнота, правильность, краткость и логичность. Для сравнения предоставить таблицы и схемы, выполненные учителем.
1. Составляют схему строения переднего мозга.

2. Продолжают заполнять схему, работая с текстом учебника.

3. Изучают строение больших полушарий головного мозга по фрагменту ЭУИ, делают записи в тетради.
4. Составляют таблицу, работая с ЭУИ.



5.Осуществляют взаимопроверку выполненных схем и таблиц.
Этап учебного занятия №4: Закрепление знаний.
Время: 8 минут.
Цель: используя ЦОР, закрепить полученные в ходе урока знания.
Методы: работа с ЦОР.
Используемые цифровые ресурсы: Упражнения к уроку №18 «Проверьте свои знания»
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Предлагает для закрепления знаний выполнить упражнения к  уроку №18.
По результатам выставляет оценки.
Выполняют упражнения, о результатах сообщают учителю.
Этап учебного занятия №5: Задание на дом. Рефлексия.
Время: 2 минуты.
Цель: подвести итоги урока.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Объявляет задание на дом: учебник §46, ответить на вопросы №№1-7.
Подводит итоги урока.
Записывают задание на дом, отвечают на вопросы учителя.

Конспект урока №4
Конспект учебного занятия по биологии с использованием ИКТ
"Биология. Анатомия и физиология человека"
 МОУ СОШ № 67
учитель биологии высшей категории
Валиахмедова Разия Фаридовна 
Тема учебного занятия: Выделение.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок с использованием  ЦОР.
Цели и задачи учебного занятия: раскрыть значение органов выделения в поддержании постоянства внутренней среды; показать механизмы мочеобразования на микро- и макроуровне; разъяснить работу нефронов, осуществляющих выделительную функцию наряду с ревизией питательных веществ; рассказать об урологических заболеваниях и их предупреждении; продолжить формирование навыков и умений работы с ЦОР.
Оборудование: таблицы, изображающие систему органов выделения, электронное учебное издание «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс», ЗАО Просвещение-МЕДИА» (возможно использование учебного издания "Мое тело").
Дидактические материалы к учебному занятию: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс, «Дрофа», Москва, 2002
Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс», «Дрофа», Москва, 2003.
Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов: Биология. Человек. 8 класс. Методика для учителя. «Вентана-Граф». Москва. 2000.
В.Н. Семенцова. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. «Паритет».Санкт-Петербург. 2002
Л. Этинген: Как же Вы устроены, господин Тело? LINKA-PRESS. Москва. 1997.

Ход учебного занятия
Этап учебного занятия №1. Организационный момент.
Время: 2 минуты.
Цель: Настроить учащихся на изучение нового материала, создать проблемную ситуацию, решению которой посвящен урок
Компетенции: легкие, потовые железы, почки.
Методы: создание проблемной ситуации.
Форма: эвристическая беседа.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Знакомит с целью и планом урока, проверяет готовность рабочего места к уроку.
Предлагает решить проблему: масса почки составляет 1/160 часть массы тела. Почему на её работу затрачивается 1/11 часть всей энергии организма?
Выслушав гипотезы учащихся, объявляет тему урока.
Концентрируют внимание на решение поставленной задачи

Выдвигают гипотезы по решению проблемы.


Записывают тему урока в тетрадь.

Этап учебного занятия №2. Проверка знаний.
Время: 5 минут.
Цель: выяснить уровень усвоения предыдущего материала.
Компетенции: теплорегуляция, тепловой и солнечный удар, способы закаливания.
Методы: фронтальный опрос.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Проводит опрос по вопросам:
1.     Каковы причины теплового и солнечного удара?
2.     Какую помощь оказывают при тепловом и солнечном ударе?
3.     Всегда ли пребывание на холоде приводит к закаливанию?
4.     В каких случаях организм закаляется, а в каких заболевает?
Подводит итоги опроса, объявляет цели и задачи следующего этапа урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Этап учебного занятия №3. Изучение нового материала.
Время: 20 минут.
Цель: Проверить способности  учащихся внимательно слушать, работать с ЦОР, анализировать фрагменты, решать познавательные задачи, делать записи в тетради.
Компетенции: почка, почечные канальцы, нефрон, петля Генле; мозговое вещество, корковое вещество, почечная лоханка; мочеточник, мочевой пузырь, урологические заболевания.
Методы: объяснительно- иллюстративный с использованием  ЦОР.
Используемые цифровые ресурсы: Биология. Анатомия и физиология человека. Глава 2 (Строение тела), урок №12: система мочевыделения.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Предлагает учащимся с помощью фрагмента «Вредные вещества» выяснить значение органов выделения для поддержания постоянства внутренней среды организма.
2.Организует изучение строения и работы почек по фрагменту «Очистительная фабрика массой 320 граммов».
3. После изучения фрагмента «Нефрон - структурная единица почки» предлагает заполнить таблицу:
структура
функция
результат
Капсула с клубочком артериол


Каналец нефрона



4. Предлагает для изучения следующие фрагменты: «Фильтрация крови», «Почечные канальцы», «Из нефрона в мочевой пузырь».
5.С целью закрепления полученных знаний организует работу с фрагментом «Запомните».
6. Подводит итоги третьего этапа урока, объявляет задачи следующего этапа.
1.Внимательно просматривают фрагмент, записывают в тетрадь, какие органы участвуют в процессе выделения.

2. Изучают по ЭУИ строение и работу почек.

3. С помощью фрагмента ЭУИ и текста учебника заполняют таблицу о функциях нефрона.





4.Внимательно изучают предлагаемые фрагменты, записывают в тетрадь основные моменты.
5.Внимательно изучают фрагмент, запоминая его содержание.





Этап учебного занятия №4. Закрепление знаний.
Время: 10 минут.
Цель: используя ЦОР, закрепить полученные в ходе урока знания.
Методы: работа с ЦОР.
Используемые цифровые ресурсы: Упражнения к уроку №12 «Проверьте свои знания».
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организует проверку усвоения новой темы, используя упражнения к уроку №12.
Объявляет оценки, подводит итоги данного этапа урока.
Отвечают на вопросы, данные в упражнениях, объявляют результаты тестирования.

 Этап учебного занятия №5: Задание на дом. Рефлексия.
Время: 8 минут.
Цель: подвести итоги урока, дать возможность учащимся самостоятельно выбрать уровень домашнего задания.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Объявляет задание на дом: 1 уровень: учебник §42, ответить на вопросы №№1-4.
2 уровень: приготовить сообщения по теме: «Урологические заболевания, причины и меры профилактики». Для подготовки сообщений использовать ЭУИ, тема 5, урок № 40 «Заболевания почек»
Подводит итоги урока.
Записывают задание на дом, отвечают на вопросы учителя.

Конспект урока № 5
Конспект учебного занятия с использованием ИКТ
«Открытая биология 2.6.»


Общая биология, органическая химия, экология, 11 класс.
Тема урока Мутационная изменчивость, раздел «Наследственная (генотипическая) изменчивость».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний (лекционное занятие – школьная лекция – с элементами индивидуальной работы учащихся).

I. Цель урока
ü      Познакомить с молекулярными основами возникновения изменений в генетическом материале и их связи с принципами хранения, передачи и реализации наследственной информации, строением и ролью нуклеиновых кислот.
ü      Продемонстрировать успехи современной науки в решении вопросов, связанных с расшифровкой наследственной информации и пути использования этих знаний в решении прикладных задач (формирование естественнонаучной картины мира).
ü      Формировать навыки решения биологических задач, имеющих математическую или логическую основу (расчетные задачи).

II. Основная воспитательная идея
ü      Формирование естественнонаучной картины мира на основе современных данных и теорий молекулярной биологии, углубление основных понятий курсов биологии, экологии, химии на основе представлений о роли изменений в биоорганических молекулах.

III. Комплексные задачи урока
А. Доминирующие образовательные задачи.
ü      Актуализировать знания о молекулярных основах хранения, передачи и реализации наследственной информации, строении и роли нуклеиновых кислот в этих процессах.
ü      Сформировать представления о формах, уровнях и механизмах мутационной изменчивости, рассмотреть современное состояние среды обитания человека с точки зрения мутагенной загрязненности.

Б. Доминирующие воспитательные задачи урока.
ü      Развитие познавательного интереса при привлечении информации (и способов ее усвоения и применения) из разных областей естественных наук.

В. Доминирующие задачи развития.
ü      Развивать навыки работы с разными видами информации и способами ее предъявления.
ü      Продолжить работу над применением навыков решения математических и логических задач применительно к молекулярной биологии (расчеты по длине и молекулярной массе биополимеров, задачи на использование принципа комплементарности).
ü      Актуализировать навыки навигации по компьютерному курсу «Химия, Биология, Экология» и возможностям его использования в учебном процессе.

IV. Учебное оборудование
Модель ДНК; модель-аппликация «Синтез белка». Компьютер с мультимедийным проектором (большим монитором). Компьютерный курс «Химия, Биология, Экология» («Дрофа»-«Физикон», 2004) или «Открытая биология 2.6.» «Физикон», 2003).

V. Структура урока

Краткий план занятия:
Занятие рассчитано на один академический час в кабинете биологии с одним компьютером (оптимальный вариант - с мультимедийным проектором).
1.      Организационный момент - 2-4 минуты;
2.      Актуализация знаний о нуклеиновых кислотах как биополимерах, принципах взаимодействия биомолекул. Повторение теоретического материала, работа с интерактивными моделями Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, Репликация ДНК, Транскрипция, Синтез белка 6-8 минут
3.      Изучение нового материала – понятие мутаций, мутагенные факторы, классификация мутаций (школьная лекция, ведущий предмет - биология, изучение теоретического материала в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой учащихся) - 10-12 минут;
4.      Решение расчетных задач (распечатанные задачи) - 5-8 минут;
5.      Изучение нового материала – механизм действия мутагенных факторов (школьная лекция, ведущий предмет - химия, изучение теоретического материала, работа с интерактивной моделью Комплементарность нуклеотидов, в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой учащихся) - 7-9 минут;
6.      Изучение нового материала – экологические аспекты мутагенеза (школьная лекция, ведущий предмет - экология, изучение теоретического материала, работа с интерактивной моделью Разрушение озонового слоя) - 6-8 минут;
7.      Закрепление знаний по изученной теме (работа с учебным материалом, комментирование рисунков и моделей Комплементарность нуклеотидов, Транскрипция, Разрушение озонового слоя, выполнение тестовых заданий) - 5-7 минут;  
8.      Домашнее задание2-3 минуты.

Подробный конспект занятия.

  1. Организационный момент - пояснение цели урока, его места в изучаемой теме, особенностей проведения.
  2. Актуализация знаний о нуклеиновых кислотах как биополимерах, принципах взаимодействия биомолекул. В ходе актуализации знаний в форме беседы важно вспомнить особенности состава нуклеиновых кислот как биополимернов (мономеры, виды нуклеиновых кислот, их роль в хранении, передаче и реализации наследственной информации), работа с интерактивной моделью. Целесообразно осуществить комментированный разбор интерактивных моделей компьютерного курса «Химия, Биология, Экология» Комплементарность нуклеотидов, Строение хромосомы, Репликация ДНК, Транскрипция, Синтез белка.
  3. Изучение нового материала – понятие мутаций, мутагенные факторы, классификация мутаций (школьная лекция, ведущий предмет – биология)
Ключевые понятия этапа урока: мутации, мутагенные факторы; классификация мутаций.
При работе с первым термином (мутации) возможно применение таких приемов работы с определениями:
А) переформулировка определения по заданному алгоритму:
На доске записано базовое определение, например: «Мутация - внезапно возникающее естественное или вызываемое искусственно стойкое изменение наследственных структур, ответственных за хранение наследственной информации и передачу ее от клетки к клетке и от предка к потомку» (Современный словарь иностранных слов. – СПб.: «Дуэт», 1994. – 752 с. – С. 399). Предлагается в определении выделить ответы на вопросы алгоритма Цицерона и дописать ответы на те вопросы, которые не "разрешены" определением (в таком виде):
Что?     _____________________________
Где?     _____________________________
Когда?   _____________________________
Как?     _____________________________
Чем?     _____________________________
Почему?  _____________________________
Зачем?   _____________________________
Б) анализ построенного по заданному алгоритму определения:
На доске записано базовое определение, в виде, например, такой таблицы:
Мутации
-
Что?
стойкие дискретные (прерывчатые) изменения
Где?
в наследственном аппарате (отдельных генах, участках хромосом или в наборе хромосом в целом),
Когда?
внезапно возникающие под действием химических, физических или биологических факторов (мутагенов)
Как?
и вызывающие изменения признаков и свойств организма через изменения в свойствах кодируемых генами продуктов (прежде всего - белков).
Зачем?
Наследуясь в ряду поколений (от клеток к клеткам, от предков к потомкам), М. являются основой наследственной изменчивости как фактора эволюции,
Почему?
поставляющего материал для естественного (и искусственного) отбора и повышающего полиморфизм (генетическое разнообразие) природных популяций.
(заранее заготовленной и выведенной на экран с компьютера, распечатанной на бланке урока для каждого ученика или написанной на задних «крыльях» доски), его разбирают и комментируют в ходе беседы, давая попутно пояснения всем встречающимся понятиям.
В) формулировка определения «глазами» разных специалистов:
На доске записано базовое определение, например, приведенное выше. Предлагается сразу или в ходе урока сформулировать определение мутации с точки зрения биолога, химика, эколога, с позиции рядового обывателя (или определенных групп – религиозных, политических, социальных – с учетом классного контингента и его готовности к игровым, ролевым моментам на «серьезном» уроке).
При работе с термином мутагена (мутагенный фактор) достаточно на этом этапе урока ограничиться констатацией основных групп мутагенов (физические, химические, биологические), и указать на роль биологических мутагенов (вирусов) в формировании онкологических заболеваний (механизмы действия химических и физических мутагенов будут рассмотрены дальше).
Изучение классификации мутаций осуществляется при помощи серии схем, выводимых на экран или распечатанных на бланке урока.
  1. Решение расчетных задач (распечатанные задачи)
Для начала работы можно предложить, например, такое задание:

Борис Бурда известный игрок Одесской команды клубов "Брейн-ринг" и "Что? Где? Когда?", придумал забавную игру, названную им "Траверси". Берется фрагмент известного литературного произведения, и все имена героев в нем заменяются на имена других литературных или исторических персонажей. Идя по пути выдающегося интеллектуала, можно придумать, например, такой фрагмент:
"И услышали голос Гена, ходящего в ядре во время прохлады дня, и скрылся Фермент и РНК его от лица Гена между органоидами. И воззвал Ген к Ферменту; и сказал Ген Ферменту: Где ты?... не ел ли ты субстрата, которого Я запретил тебе есть?" Фермент сказал: "РНК моя, которую ты мне дал, она дала мне сродство с субстратом, и я ел". И сказал Ген РНК: "Что ты это сделала?" РНК ответила: "Мутаген обольстил меня..."
1. Указать источник приведенной "траверси"
2. Указать, чему соответствуют в оригинале:
Ген -___, Фермент - ____, РНК- ____, Субстрат -____, Мутаген -____.
3. О каком типе РНК говорится во фрагменте?
4. Какой тип мутаций (по природе изменений) упоминается?
5. Придумай свой вариант "траверси" (домашнее задание)

Для лучшего знакомства с генными (точковыми) мутациями актуализируются свойства генетического кода.

1. Какое свойство генетического кода иллюстрирует фраза:
ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАЛДЫМШЕЛТРИДНЯ
(для облегчения чтения фразы выдели скобками отдельные кодоны).
2. Очень ли изменится смысл фразы, если произойдет замена 11-й буквы У на А?
3. Как изменится смысл фразы, если произойдет выпадение 4-й буквы? (снова отметь триплеты скобками):
ВОТЛЕСДУББУКИВЫБЫЛПАПДЫМШЕЛТРИДНЯ
4. Сделай вывод о последствиях выпадения, нуклеотидных пар ДНК, замены  или  вставки

Далее решаются сами задачи (индивидуально – на бланке или по условию на доске и таблице генетического кода или фронтально) – см. «Примеры задач».
  1. Изучение нового материала – механизм действия мутагенных факторов (школьная лекция, ведущий предмет - химия).
Работа с интерактивной моделью 3.7. Комплементарность нуклеотидов. Основные классы химических мутагенов. Пояснение механизма действия химических мутагенов, принадлежащих к аналогам азотистых оснований и  сильным окислителям:
А) аналоги азотистых оснований: бромурацил в нормальной, кетоформе (как и урацил) комплементарен аденину, но после изомеризации может переходить из кетоформы в енольную форму, в которой комплементарен гуанину. Т.о., бромурацил может вызывать точечные мутации (замены азотистых оснований).
Б) сильные окислители: азотистая кислота HNO2 при взаимодействии с аденином превращает его в гипоксантин, который комплементарен цитозину; под ее действием цитозин превращается в урацил, который комплементарен аденину, а не гуанину (как сам цитозин). Т.о., азотистая кислота может вызывать точечные мутации (замены азотистых оснований).
Целесообразно также рассмотреть механизм действия (хотя бы в общих словах) физических мутагенов, прежде всего – проникающей радиации.

  1. Изучение нового материала – экологические аспекты мутагенеза (школьная лекция, ведущий предмет - экология).
Деятельность человека и загрязнение среды мутагенными факторами. Мутагенез и различные средовые факторы. Возрастная структура популяций человека и мутации (частота рождения детей с синдромом Дауна и хромосомных мутаций в целом – зависимость от возраста, данные 1981 г.).
Демонстрация интерактивной модели 10.4. Разрушение озонового слоя компьютерного курса «Химия, Биология, Экология». Механизм действия ультрафиолетового излучения (образование тимидиновых димеров, золотистая ксеродерма); понятие репарации.
«Золотистая ксеродерма – редкое заболевание кожи у людей. Оно наследуется как аутосомный рецессивный признак. У гомозиготных больных кожа крайне чувствительна к солнечному и ультрафиолетовому свету. Серьезные поражения кожи наблюдаются уже в детстве, а с возрастом они приобретают все более тяжелый характер. Кожа становится сухой, и дерма в значительной степени атрофируется. Появляются кератозы, веки покрываются рубцами, поражается роговица. Обычно во многих местах возникает рак кожи. Многие больные погибают, не достигнув 30 лет, от метастазов этих злокачественных опухолей кожи.» - Страйер Л. Биохимия: В 3-х т. Т.3 Пер. с англ. – М.: Мир, 1985.- 400 с., ил. – С. 35-36.
Описанная картина заболевания как результат нарушения естественных систем репарации.
  1. Закрепление знаний по изученной теме.
Комментирование рисунков и моделей Комплементарность нуклеотидов, Транскрипция, Разрушение озонового слоя из компьютерного курса «Химия, Биология, Экология», выполнение тестовых заданий  - фронтально или с выводом на экране, пример см. «Тесты по генетике человека»
  1. Домашнее задание2-3 минуты.
По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / Д.К.Беляев, Н.Н. Воронцов, Г.М. Дымшиц и др.; под ред. Д.К. Беляева. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2000. - § 31.
По учебнику: Рувинский А.О., Высоцкая Л.В. и др. Общая биология. Учебник для школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 2000. - § 35, 37.
По учебнику: Общая биология: Учеб. для 10-11 классов общеобразоват. учеб. заведений / В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин. – 2-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 1999. - § 10.1, 18.3.1, 18.3.6.